понедельник, 23 декабря 2024
Литературная газета. октябрь-ноябрь 2020.
«Донским казакам Бог дал Михаила Шолохова и «Тихий Дон», а кубанским послал Виктора Захарченко и легендарный хор. Это равнозначные шедевры мировой культуры».
***
«Всматривался я в Захарченко и отмечал: он тщедушный, как генералиссимус Суворов, чем-то, может быть, манерой разговора, Александра Солженицына напоминал, и было у него что-то самобытное, свое… Бог, по-видимому, из одной копилки достает, что рачительно откладывает для таких людей».
***
М.Замшев, главред: «Договор советского литератора с властью подписывался кровью. А трусость и нежелание бороться с жестокой и унизительной системой поражали как болезнь».
***
«Да, жизнь, несмотря на ковид, движется. Непонятно только – вперед в будущее или…»
***
Виктор Захарченко, руководитель Кубанского казачьего хора: «Детство мое проходило в нищете, голоде и холоде. Нищета была крайней. Началась война, отца призвали в армию. Мама осталась одна с четырьмя детьми, самому старшему было 13 лет, самому младшему где-то годик. Мне было три годика… Мы пережили оккупацию, в станице у нас были немцы, нас выгнали из хаты, и мы жили у соседей в погребе. Каждую секунду ждали смерть. И так 18 лет».
читать дальше«После каждой репетиции я прошу прощения у всех, с кем я репетирую. Господь дал мне таких талантливых людей, почему я их учу, а не они меня? Потому что я по должности обязан это делать».
«Я в Сибири записал много-много тысяч песен, издал четыре книги по народным песням, а всего у меня 18 томов, больше меня никто не написал, это вам скажут в Ленинской библиотеке».
«В Большом театре со сцены демонстрировали обнаженный мужской половой орган… Сказать, что это кощунство, - ничего не сказать!!! И кто-то за этим стоит».
«Народные песни – это наше духовное оружие, а оружие надо всегда держать в боевой готовности».
***
«Дача Чехова в Ялте стала местом притяжения и для Бунина, и для Куприна».
***
«В промежутке между тостами Андрей Белый вдруг продолжил речь о ритмах. Неожиданно стали сотрясаться столы и стаканы, сдвинулись с места горы, началось землетрясение. Грузинские поэты встали на колени перед теургом и мистагогом и умоляли прекратить лекцию. Он покорился общему желанию собутыльников жить и умолк. Стихия иссякла, землетрясение кончилось».
***
«Жорж Нива не смешивает отрицание террора и симпатию к России, но считает сохранение исторической памяти, тем паче столь мрачной, важным историософским делом. Его позиция: «Память надо привить младшему поколению не для того, чтобы они проклинали своих отцов или дедушек, а чтобы они просто знали, что доля зла в их историческом опыте есть. Это необходимо, чтобы молодой человек понял: он тоже живет в истории и должен будет ее менять».
***
«Во время одного из следствий глава ЧК спросил его: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?» Святитель ответил: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там так же и ума. И совести там тоже не находил».
***
Александр Шаронов, поэт из Мордовии: «Я сын СССР, той страны, где сам Бог учит добру и делам многочудным. Трагичен, но светел наш Рок, и путь наш велик, хоть и труден».
***
Игорь Муханов, поэт: «Я и сам из лихого племени Новотроицких казаков, что садились за стол с пельменями, посетив девичий альков. Что мне ваши фейсбуки, фейки, бледнолицая ваша суть, когда в память лесные феи гвоздь пытаются протолкнуть!»
«Панцирной сеткой темнеет кровать перелетных гусей над лесами».
«Над Алтаем, как яблоки, звезды висят, и ближайшие к нам поселенья – Орион и Плеяды».
«…И конь, как только дождь пройдет, свое лицо из лужи пьет».
***
«Чтобы выявить истоки авторских мыслей, проследить их развитие, понять и проанализировать результат творческих исканий, удобнее читать книгу с конца».
***
«Философские размышления Гаврила Андросова о гуманизме и человечности: «… отрекшейся тверди, в небо за небом, отдавшись на волю безрассудных мечтаний, второго Христа судьбу примеряя… кометой «крузак» рвется из колодцев змеиных улиц в утреннюю даль. А за спиной город остается. Унижен. Обесчещен. Навсегда ль?»
***
Олег Константинов: «Наши старшие китайские братья сильно испугались эпидемии Эболы и перестали вести строительные работы. Япошки также испугались, перестали строить новый мост через ущелье и умотали домой. И только русские упорно строят госпиталь аж на 50 коек. Правда, не предусмотрели морг, но ничего, померших от Эболы будем выносить на солнышко, пусть проветрятся».
***
«Слово взяла куратор современного искусства Катя Бочавар, директор государственной галереи «ГРАУНД-Солянка». Она с некоторым вызовом уточнила, что является директором государственного учреждения, но делает только то, что «я хочу!». Михаил Швыдкой ее слегка поддел: «На государственные деньги? А государственное задание?»
***
«В апреле 1918 года, полемизируя с лидером европейских социал-демократов Каутским, Ленин писал: «Если не издеваться над здравым смыслом и над историей, то ясно, что нельзя говорить о «чистой демократии», пока существуют различные классы, а можно говорить только о классовой демократии. «Чистая демократия» есть не только невежественная фраза, обнаруживающая непонимание как борьбы классов, так и сущности государства, но и трижды пустая фраза… при капитализме демократия не может не оставаться узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной формой диктатуры крупной буржуазии».