воскресенье, 27 апреля 2025
National Geographic.
«С 2002 года златки уничтожили сотни миллионов ясеней, растущих в Северной Америке. Для борьбы со златками ученые из университета штата Пенсильвания изобрели «роковую красотку»: искусственную самку, которая бьет током любого дотронувшегося до нее самца. Сначала жуки пролетали мимо изготовленной приманки. Затем была создана более реалистичная модель с такими же изумрудными, рассеивающими свет крыльями, как у настоящей златки. На эти приманки слетелось практически столько же жуков, сколько и на настоящих, но мертвых самок. Размещение таких ловушек на территориях, еще не затронутых изумрудными златками, поможет вовремя заметить распространение жуков и принять меры».
***
«Установленное в 1877 году американским зоологом Джозефом Алленом правило гласит: в холодном климате выступающие части тела в ряду родственных видов теплокровных становятся короче. Связана эта закономерность с тем, что при низких температурах живому существу для снижения потерь тепла лучше уподобиться шару, а в жарких условиях, наоборот, увеличить площадь теплообмена за счет длинных конечностей и больших ушей. Поэтому у приполярного песца лапки и ушки короткие, а у африканского фенека уши – просто огромные».
***
читать дальше«Пуговица – это оберег. Ее сакральная задача – отпугнуть нечистую силу. «Пуговиц на одежде должно быть нечетное число. Любая завязка или пояс защищает хозяина от нечистой силы уже тем, что смыкается в магический круг, - рассказывает директор Российского этнографического музея Владимир Грусман. – Пряжки, крючки и петли символизируют единство мужского и женского, потому что порознь не могут выполнять свою задачу».
***
Сергей Горшков: «Сколько бы я ни сделал фотографий за одну поездку, в итоге хороших получается четыре-пять».
***
«Глаз привлекает внимание исследователей потому, что он – безопасное и легкодоступное место для испытания методов, которые можно будет использовать и при лечении других органов. Во-первых, исследователь может непосредственно отслеживать, что с глазом не так и работает ли новый метод. Да и пациент сразу скажет, видит он или нет, что служит надежным критерием правильного функционирования этого органа. Во-вторых, сам глаз реагирует на вмешательство расширением зрачка или электрическими сигналами, идущими по зрительному нерву. В-третьих, исследователь, ставящий эксперимент на одном глазе, обычно имеет в распоряжении и второй – для сравнения или в качестве дублера, если что-то пойдет не так. Наконец, глаз – орган крепкий. В границах его сферы иммунная система обладает такой силой, что глаз способен устоять перед опасными пришельцами извне, вызывающими воспаление других органов».
***
«Нейробиологи любят глаз за то, что, как сказал мне один из них, «это единственное место, через которое можно заглянуть в мозг, не сверля дырку в черепе». Сетчатка, просматривающаяся через зрачок, по сути, представляет собой чашу из нейронов, связанных с мозгом зрительным нервом, а сам глаз как единое целое есть «выступающая наружная часть мозга».
***
«Способность видеть у человека остается даже тогда, когда рецепторы перестают функционировать, потому что зрительные нервы остаются неповрежденными».
***
«Самая трудная задача для медицины – не только разработать методы лечения, но и обеспечить их доступность».
***
«Улегшись на спину, мы смотрели в ярко сияющее ночное небо – на «Брюхо Мурены», как ай-кирибати называют Млечный Путь. Жаль, что я не мог перечислить созвездия, как это делали древние мореплаватели, помнившие их наизусть. Они изучали звездное небо, словно потолок собственного дома. Бывалые мореплаватели ай-кирибати могли назвать до 150 светил. В какой бы точке океана они ни оказались, моряки знали, где находятся».
***
«Дожив до более чем преклонных 86 лет, Йукноом Чеен скончался. Большинство жителей Калакмуля почли бы за великое счастье разменять хотя бы пятый десяток – но ведь цари не чета простолюдинам. Достаточно сказать, что питаясь лишь мягкими лепешками – тамалями, они до старости сохраняли здоровые зубы».
***
«С того самого момента как американцы осознали, что такое Большой Каньон, эта удивительная речная долина вызывает две реакции: желание защитить ее и стремление заработать на ней побольше денег. Во времена экспедиции Пауэлла сюда хлынули шахтеры, чтобы добывать медь, цинк, серебро, асбест. В 1880-е один из местных воротил хотел устроить на дне каньона железнодорожный коридор, чтобы возить уголь из Денвера в Калифорнию, но с беднягой произошел несчастный случай – он утонул в Колорадо вместе с двумя членами своей экспедиции, и проект реализован не был. В 1950-е горнодобывающая компания пыталась разбогатеть, построив канатную дорогу, по которой предполагалось доставлять помет летучих мышей из пещер для дальнейшей перепродажи садовникам, разводившим розы; этот экзотический бизнес просуществовал недолго. Частными инициативами попытки не ограничились: власти собирались возвести пару гигантских гидроэлектростанций в самом сердце каньона. Реализуй они этот проект, и большая часть реки Колорадо могла превратиться в череду водоемов, береговая линия которых пестрела бы сегодня всевозможными плавучими домиками, а по воде носились бы сотни гидроциклов.
Кампания, развернутая по инициативе природоохранной организации «Сьерра-клуб» в 1960-х годах, поставила себе целью остановить строительство плотин. Активистам удалось добиться своего, и с тех пор Большой каньон вроде как стал неприкасаемым. Впрочем, угрозы исходят со всех сторон: от стремительно развивающегося наземного туризма, бесконечных вертолетных туров, от урановых шахт – все это сулит большие проблемы одному из лучших национальных парков».