Уолтер Джон Уильямс. "Зеленая леопардовая чума" (из "Лучшее за год. НФ)
Это, в принципе, длинный и нудный рассказ, но безумные идеи меня поразили.
читать дальше
Суть в том, что здесь какие-то ученые (из бывшего СССР
) придумали какой-то вид вируса, который превращает людей в растения... То есть не совсем в растения, а кожа у них становится такой, зеленой... Чтобы шел процесс фотосинтеза. Все задумано в целях борьбы с голодом. Типа - нужно только распространить вирус среди человечества, и все будет прекрасно. Людям ничего не нужно будет: вышел на солнышко, постоял под солнечными лучами - насытился.
Ну, и размышляют, как это все отразится на социальной сфере, экономике, государственности, нравственности и т.д. - все сложные взаимоотношения внутри человеческого сообщества, которые вырабатывались тысячелетиями... (да уж...)
"Согласно вашему плану, рынок продуктов будет разрушен. Но проблема-то не в этом. Проблема в том, что произойдет с рынком труда. Представьте себе, что продукты раздают почти что даром. Скажем, вы и ваши дети, можете получить пищу, просто постояв на солнце. В таком случае позвольте задать вопрос: а за каким чертом станете вы тогда забираться на леса и торчать там, обдуая песком какую-нибудь старую развалюх? На рынке труда, где-то на самом низком его уровне, находится огромное количество людей, для которых труд - это необходимость, вызванная отчаянной нуждой. Миллионы из них нелегально пересекают границу, чтобы потом отсылать домой деньги на содержание детей. Единственная причина, по которой существует рынок нелегальных иммигрантов, в том, что есть работа, которую не станут выполнять состоятельные люди. Рыть канавы. Прокладывать дороги. Чистить канализацию. Строить здания. Состоятельные граждане могли бы служить в армии или полиции, потому что это дает какое-то положение, к тому же там выдают красивую форму.Только ведь мы не станем охранять тюрьмы даже за красивую форму. Этим должен заниматься рабочий класс... Но если рабочий класс сам превратится в состоятельных людей, кто же тогда будет охранять тюрьмы?
- То есть, вы считаете, следует бояться того, что люди смогут выбирать, где им работать?
- Нет. Бояться нужно того, что у людей вообще не будет выбора. Такое происходит, когда рынок рушится во время интервенции... и можете быть уверены, что рынок труда в этом смысле весьма уязвим. А поскольку само существование государства зависит от землекопов, тюремных охранников, уборщиков, дорожных строителей, если эти люди, от которых в конечном итоге зависит существование гражданского общества, исчезнут, государству придется их просто создавать. Вы думаете, они постесняются выгнать людей на работу под дулами автоматов? Богатые хотят жить в тепле и уюте. Либеральные демократы попытаются набирать добровольцев, или устраивать лотереи, или еще что-то в этом роде, однако, можете быть уверены: мы хотим, чтобы уборщики работали, чтобы кто-то выносил горшки за нашими престарелыми родственниками и чтобы грузовики вовремя доставляли товары в супермаркеты. А я боюсь только одного: когда положение станет отчаянным, мы будем не либеральнее, чем ваши любимые Советы. Мы хотим, чтобы низший класс работал, даже если ради этого нам придется уничтожить половину его, чтобы вторая половина поняла, что нужно работать. А знаете, как это называется? Рабство."
Сижу, размышляю.
неужели все так грустно? Сказано жестоко, но откровенно, и по-моему, рациональное зерно в этом есть...
(Печально) а это, кстати, не тот ли У.Й.Уильямс, который написал несколько интересных космических боевиков, и цикл про галактического вора, который мне так понравился?
"Азбука" могла бы давать к рассказам оригинальное написание имени автора и названия рассказа, выглядело бы все гораздо красивее! И культурнее. 
Для меня это автор самого любимого, самого "цепляющего" киберпанка, именно он когда-то сделал этот жанр для меня самым-самым, на время, но сделал. И как же я рычала и материлась, когда гуру киберпанка Гиббсон назвал Уильямса "пародией на киберпанк".
Боюсь, цикл про вора я пропустила. Как называется?
Faer naut orn, почитай обязательно!
Да вот, по ссылке Nog - все есть. Романы о Дрейке Мейстрале...
Ну, и размышляют, как это все отразится на социальной сфере, экономике, государственности, нравственности и т.д. - все сложные взаимоотношения внутри человеческого сообщества, которые вырабатывались тысячелетиями... (да уж...) - боятся изменения статус-кво американчеги, боятся. Тут еще уместно будет припомнить статейку "Экотомика Стартрека" Майкла Вонга. Ну не понимают они, что не хлебом единым жив человек.
Ну так... все боятся.
Поскольку у граждан больше нет экономичкского стимула к труду, не остаётня никаких других способов заставить всё население работать кроме угрозы наказания. Карл Маркс называет это «равной обязанностью для всех работать», избегая прямого упоминания об использовании насилия, но как и в случае многих других его предложений, это — полусырая и недодуманная идея, в которой не хватает смелости прямо назвать неприятные механизмы, требуемые для её реализации. Как предполагается заставить исполнять эту «обязанность»? Маркс так и не объяснил, нео-марксисты же стремятся лишь замазать проблему.
вспомнился фант. рассказ Харитонова о 2-х изобретениях( в Америке и СССР), которые запретили из-за "непредсказуемых последствий". Одно изобретение давало возиожность снизить в 2 раза( без ущерба для здоровья) потребление пиши, а другое- наоборот, увеличить.
Фигня с этим возможным кризисом, имхо
Ну, может, потом все образуется, на сначала по любому, что бы новое не возникало - кризис будет однозначно.
а зачем увеличивать потребление пищи? Для каких целей?
Чтоб иметь возможность больше есть вкусного, не потолстев, конечно!
Ну, может, потом все образуется, на сначала по любому, что бы новое не возникало - кризис будет однозначно.
Ну, если считать экономику Земли одним целым- то кризисы происходят постоянно.
насколько тяжелые будут последствия...
Смотря для кого...