Привидение кошки, живущее в библиотеке
От нечего делать (то есть, стоя в очереди) размышляла о Толстом. Который Лев Николаевич. 
Мне вдруг пришло в голову - а может, иностранцам элементарно проще воспринимать его произведения?
не знаю, кому как, а у меня с детства (с так называемых опусов для детей) присутствует какое-то неприятие, вплоть до физического отвращения. Этот эффект достиг максимума при насильном чтении "Войны и мира" (по заданию школьной программы). Вот реально, просто постоянная тошнота, и все тут. Пока я не бросила читать, с криком "больше никогда!!". Это был великий акт освобождения.
Сейчас я размышляю так - возможно, это что-то, завязанное на языке. Неповторимом и индивидуальном, так сказать, авторском стиле. Именно от него идет ощущение чего-то мертвящего и нечеловеческого. И автор в результате может писать о чем-нибудь возвышенном и умном, о любви и долге и все такое, а ты на подсознательном уровне все равно не веришь и даже опасаешься.
А иностранцы читают текст в переводе, они эти языковые ультра-инфра волны не улавливают, у них диссонанса не возникает.
(все, разумеется, исключительно субъективно
)

Мне вдруг пришло в голову - а может, иностранцам элементарно проще воспринимать его произведения?

не знаю, кому как, а у меня с детства (с так называемых опусов для детей) присутствует какое-то неприятие, вплоть до физического отвращения. Этот эффект достиг максимума при насильном чтении "Войны и мира" (по заданию школьной программы). Вот реально, просто постоянная тошнота, и все тут. Пока я не бросила читать, с криком "больше никогда!!". Это был великий акт освобождения.

Сейчас я размышляю так - возможно, это что-то, завязанное на языке. Неповторимом и индивидуальном, так сказать, авторском стиле. Именно от него идет ощущение чего-то мертвящего и нечеловеческого. И автор в результате может писать о чем-нибудь возвышенном и умном, о любви и долге и все такое, а ты на подсознательном уровне все равно не веришь и даже опасаешься.

А иностранцы читают текст в переводе, они эти языковые ультра-инфра волны не улавливают, у них диссонанса не возникает.
(все, разумеется, исключительно субъективно

именно язык-стиль, да.
Но я думала, это именно ее специфика.
Вот у меня в точности такое к Солженицыну
Толстым в школьные годы тоже вынесли весь мозг, но с годами это как-то поуспокоилось. Классная была бездарной преподавательницей литературы - боже как она издевалась
над наминад здравым смысломО! так вот, в чем дело!
в смысле, я серьезно. Потому что меня тоже тошнит от мертвечины, вот слово в слово. а про иностранцев версия хорошая
Вот да, мне тоже кажется, что нелюбовь к Толстому - это в основном дивные школьные "образы" и прочие феерические "на формирование личности Андрея повлияли встреча с Пьером и встреча с дубом". Мне с учителем литературы повезло, поэтому "Войну и мир" читала залпом (в основном про любоффь, конечно
"Анна Каренина" мне поперек сильно. Редкий роман, где нет ни одного (!) персонажа, которому я сочувствовала бы. Вообще, ни одного. Как и "Крейцерова соната". Чужое оно, злое и недоброе.
И вообще, лучшее, что написал Толстой - это "Севастопольские рассказы".
И да, насчет перевода - похоже на правду. Надо почитать на англицком. Потому что язык у Толстого чудовищно тяжел, конечно.
Ну да, вместо лучших и самых сильных (ярких, интересных) произведений автора для изучения предлагались самые идеологически правильные.
В итоге я не люблю, в целом, русскую литературу и ненавижу советскую.
Белейшая Мышь, *Trisha*, я вообще считаю, что никого нельзя заставлять читать насильно... тут будь хоть все супер-гениальным, ничего хорошего не выйдет.
Allora, мисси,
Draco Malfoy, а ты железный и закаленный.
Наша учительница по литературе тоже была очень альтернативная. Может, это специфика профессии?
Вот да, мне тоже кажется, что нелюбовь к Толстому - это в основном дивные школьные "образы" и прочие феерические "на формирование личности Андрея повлияли встреча с Пьером и встреча с дубом". Мне с учителем литературы повезло, поэтому "Войну и мир" читала залпом (в основном про любоффь, конечно ).
я Толстого читала _до_ школьной программы, просто потому, что читаю запоем
и тошнить меня от него начало, соответственно, до школьной программы))
А оно не только у меня...
Думаю, дело не только в толстовском языке. Сам посыл тоскливый какой-то, с примесью обреченности.
А потом - бу-э!
Он ведь и современником был непонятен, я полагаю? Типо как сектант, выражающий в свои произведениях сектантские мысли.
Про "освободилась". Я так с силой кинула в угол книжку Андреева, как нечто мерзкое.
Умерли те, кого я любила больше всего в этой книге!
Наташа с Пьером - бред, мне было странно это все! И ее "опрощением" он всю ранее описываемую красоту опростил.
Это "непротивление злу" по которому мы писали сочинения-простыни - чистый кинк самого Толстого, я думаю.
И победа даже какая-то... не знаю... я дочитала, конечно, но все время чтения злилась.
Анна Каренина зашла лучше, но финал!
Белейшая Мышь,
а что, лучше со всякими сомнительными анатолями якшаться?
у Гончарова "Обломов" еще заунывней написан
Обломов (и сам Илья Ильич, и роман)) прекрасен как рассвет
Просто по закону жанра такая драматическая героиня в финале вообще должна остаться и страдать в одиночестве.
У меня было ощущение, что автор "слил" Балконского, как принято сейчас говорить.
Но опять-таки, все субъективно...
в меру собственных разумений. Автор - это ж не истина в конечной инстанции, это просто еще одно человеческое мнение)
Ranee, согласна. Но когда читаешь в 16 лет, автора считаешь наивысшим авторитетом...
по закону какого жанра? Толстой буквально сам творил жанр, поэтому для него не было никаких законов
не надо путать литературу и реалии - "молила мать, для бедной тани все были жребии равны" не оставлял шанса остаться в одиночестве и страдать - особенно если учесть, что у наташи, в отличие от бедной тани, еще и приданое было))
Кстати, лично мне было обидно за княжну Марью.
+1
Я первый раз "Войну и мир" прочитала еще до школьного его изучения - на даче не такой большой выбор книг был - и мне понравилось, и перечитывала потом с удовольствием. Язык - если не идеальный, то вполне удобоваримый, отнюдь не дебри словесности.
Да, мне тоже обидно было, княжна Марья вызывала симпатию, я просто видела ее, когда читала.
Но авторская месть вполне могла иметь место.
Толстой буквально сам творил жанр, поэтому для него не было никаких законов
не надо путать литературу и реалии
Так он и написал - реалистичнее некуда. Мне, видимо, драмы не хватило ))
А что - либо обкаканные пеленки и простоволосая, либо - женщина с потерянной репутацией? Середина - никак?
Тот же Пьер, имхо, заслуживает лучшей семейной жизни и, человек чуткий и тонкий, мог бы ее своей жене организовать, а не только детей делать. Так что автор слил эту пару, ага, в угоду собственным представлениям о семейных ценностях.
Как вспомнишь что писала Софья Андреевна про замечательную семейную жизнь со Львом Николаевичем...
sowa_v_nore, Но когда читаешь в 16 лет, автора считаешь наивысшим авторитетом...
Мне при первом прочтении было 13. Но я была очень наглым ребенком, не признающим авторитетов. Школьные сочинения вообще писались по принципу "Берем критику Белинского на автора и по пунктам разбираем, где он был неправ". Как мою бедную учительницу литературы не хватил Кондратий - не знаю)
Аглая, он же там описывал какие-то обкаканные пеленки... и это все изложено до такой степени абстрактно, что даже чайнику ясно, до какой степени ему самому это все не нужно и непонятно...
Дык он то мужик! И считал, что он к этому вообще непричастен) А вот женщина - это да, она должна, у нее священная обязанность и высшее счастье именно в этих пеленках) Вообщем, у него вся жизненная философия к этому сводилась. Я когда дневники его жены читала, очень недоумевала, как она его не убила за годы брака, а ничего, по такой схеме и жила... Не знаю правда так ли уж было велико ее счастье от пеленок....
Кстати, лично мне было обидно за княжну Марью.
А за нее то что обижаться? Он ее в конце от отца-деспота избавил, замуж удачно выдано, за одного из немногих не идиотов в этой книге... У нее жизнь по мнению автора тоже удалась. А вот папа-деспот на примере старого князя и его дочери (а также неспособность женщин к техническим наукам, ибо Толстой - шовинист) - это прям вообще жизненная иллюстрация!