Привидение кошки, живущее в библиотеке
Болтали с Ларой.
Она сейчас по новой проходит круг со школьными страданиями. Десять лет назад это было со старшей дочкой, сейчас у нее младшая пошла в первый класс.
Я вот слушаю - и в таком недоумении...
(я и десять лет назад слушала в недоумении, а сейчас еще больше
) Вот прямо такое чувство, что градус всеобщего тупизма просто зашкаливает.
читать дальшеВот, скажем, Лара рассказывала. Задала им учительница задание... ну, я в деталях не запомнила, но в том роде, что прочитать какую-нибудь русскую народную сказку, кратенько изложить ее содержание и нарисовать к ней картинку. В общем, учительница сказала взять книгу какую-то, название сказала, не суть важно. Лара, как ответственный человек во всех смыслах взяла ребенка, задание и пошла с ними в библиотеку (ну, могла бы и одна забежать, но Лара считает, что обучение проходит ребенок, так что должен участвовать, чтобы чувствовать происходящее). В библиотеке, сказала Лара, библиотекарша долго копалась с книгами и каталогами (хотя лично я в упор не понимаю, что там долго копаться, дело-то секундное! но они все делают страшно долго, это я уже знаю), в результате сообщил, что у них нету ничего. Как, вообще нет в детской библиотеке русских народных сказок? - удивилась Лара. Ну почему, сказки есть, но вот данной конкретной книги нету - сказала библиотекарша. Так в чем вообще проблема - сказала Лара - дайте нам какую-нибудь книгу с русскими народными сказками. В общем, взяли они какую-то книгу, дома выбрали сказку и сделали по ней домашнее задание.
Далее на уроке. Учительница проверила, и оказалось, что из всего класса задание выполнили всего человек пять! Учительница выставила всем двойки - ну, или сейчас оценки не ставят? не помню... в общем, какой-то аналог двойки всем выдала, может, грустные смайлики они там сейчас рисуют, не знаю. И затем учительница этим детям, с выполненным заданием, говорит - вот, молодцы, вы все сделали! а сейчас давайте, расскажите, как вы выполняли это задание. И из этой пятерки только двое детей смогли ответить! включая ребенка Лары. Остальные впали в ступор и не смогли сказать ничего.
Дальше был еще и третий акт этого мерлезонского балета! Вечером Лара заглянула в родительский чат - а там трэш, угар и вот это вот все, да. Все родители орут, возмущаются двойками и, что самое поразительное - кидаются всей сворой на Лару и эту вторую мамашку, у кого ребенок тоже смог ответить. Типа никто не смог выполнить задание, а вы вот чего-то там.
Но это же, товарищи, капец, нет?
Я бы сказала, хотя бы даже на элементарном таком примере - что дети в подавляющем большинстве теряются и не могут ответить, когда учительница просто чуть меняет задание! Вот им задали изложить сказку, они это сделали (хотя я вполне себе подозреваю, что, может, и родители, не морочась, им сами записали это краткое изложение) и готовы были это зачитать в классе. Но учительница им сказала - расскажите, как вы это делали. И они не смогли! Ребенок Лары рассказал, что - мы с мамой пошли в библиотеку, взяли там книжку, прочитали ее дома и записали. Но это же элементарные вещи, нет? Для этого же не нужно быть гением и вундеркиндом?
Когда я училась, то было не нужно... все могли это сделать... 
Дальше - учительница. Лично я не понимаю - как она вообще дает задание, каких целей намеревается достигнуть... Хорошо, скажем, дети не смогли ответить на элементарный вопрос. Допустим. Дети стали тупее, ладно. Но учительница ведь с ними уже давно занимается! Скоро уже учебный год закончится. Почему она тогда не объяснила им за этот почти прошедший год, как нужно отвечать, что отвечать... Почему вообще такие странные задания даются? В смысле - возьмите книгу вот такую-то. То есть? Почему учительница сразу не дала задание, что - просто возьмите и изложите какую-нибудь русскую народную сказку. Почему именно конкретная книга была указана? Смысл? Мне так примерно представляется (смутно припоминая свой пединститут), что в данном задании должно вырабатываться у ребенка умение понять прочитанное, изложить его своими словами, все такое. Так чего упираться в какую-то одну книгу - ведь их существует миллион! Да в конце концов, можно же хоть и мультики какие-нибудь посмотреть.
Дальше - родители. Вот тут меня вообще поражает их тупизм. Да, книги не было такой в библиотеке. Но просто взять другую книгу со сказками - никто не сообразил вообще! Ну вот, а что тогда с первоклассников требовать, если их родители не соображают. И они же еще выступили с претензиями и наездами на Лару и эту вторую мамашку. Нет, меня вот это все поражает - вы же взрослые люди, у вас дети (которых вы должны воспитывать типа разумными и ответственными членами общества) и вы точно так же элементарно не можете разобраться с данным в первом классе заданием? Сказали взять одну книгу - только эту книгу и будем разыскивать? Не вникая в ее содержание и не задумываясь, что рядом может стоять другая книга с точно таким же содержанием, пусть ее и не задала учительница.
Да ешки же матрешки, если они там все сидят в этом чате - как сказала Лара - и обсуждают там каждый чих и поворот - почему никому из них не пришло в голову хотя бы спросить ту же учительницу? Это же элементарно, нет? Ну там - Марья Ивановна, вы задали такую-то книгу, ее просто нет, ничего, если мы возьмем другую книгу со сказками? Или хотя бы вообще - Марья Ивановна, что нам вообще делать в такой ситуации? Никому не пришло в голову. Никому. Ноль.
Но это же невыносимо уже, такая тупость тотальная вокруг - мне так кажется...
И вот эти родители - им же большей частью примерно около тридцати лет, то есть, это люди и родившиеся и учившиеся уже после советского периода - это уже второе поколение растят. И что они вырастят? если тупость нарастает? Это я к тому, что за это время сколько мы прослушали рассуждений, что "в советских школах всех оболванивали под одну гребенку и не учили думать". А сейчас учат? Если ни родители, ни дети не могут осознать и выполнить простейших заданий в первом классе?
Десять лет назад Лара тоже была недовольна тем, что творилось в школе. Ну, старшая девочка у нее пошла в навороченную спецшколу, с иностранными языками и прочее. Там у них в основном был и контингент соответствующий - большей частью все коммерсы. Как я припоминаю, по рассказам, там у родителей был один метод решения проблемы - залить все деньгами. Ну там, к примеру, задает учительница задание - сшить для куклы какой-нибудь национальный костюм. Так, скажем, Лара тогда, ругаясь, после работы на ночь глядя, шьет для куклы балахон из старой шубы, пришивает к нему какие-нибудь тесемочки и нагло называет это все национальным костюмом малых народов Севера. А другие мамы тупо обращаются к какой-нибудь профессиональной швее в каком-нибудь салоне и заказывают сшить для куклы костюм. В таком роде. Ну вот, а сейчас у Лары девочка пошла в гимназию, которая тоже считается достаточно престижной, но все-таки не спецшкола. Здесь, вроде бы, в основном родители такие... из интеллигенции, в том числе технической. Так, получается, что они, столкнувшись с проблемой, не решают ее вообще! То есть, даже не пытаются. Они просто останавливаются и сидят на попе ровно, безо всяких мыслей.
Но так же нельзя, или как? я не понимаю...

Я вот слушаю - и в таком недоумении...


читать дальшеВот, скажем, Лара рассказывала. Задала им учительница задание... ну, я в деталях не запомнила, но в том роде, что прочитать какую-нибудь русскую народную сказку, кратенько изложить ее содержание и нарисовать к ней картинку. В общем, учительница сказала взять книгу какую-то, название сказала, не суть важно. Лара, как ответственный человек во всех смыслах взяла ребенка, задание и пошла с ними в библиотеку (ну, могла бы и одна забежать, но Лара считает, что обучение проходит ребенок, так что должен участвовать, чтобы чувствовать происходящее). В библиотеке, сказала Лара, библиотекарша долго копалась с книгами и каталогами (хотя лично я в упор не понимаю, что там долго копаться, дело-то секундное! но они все делают страшно долго, это я уже знаю), в результате сообщил, что у них нету ничего. Как, вообще нет в детской библиотеке русских народных сказок? - удивилась Лара. Ну почему, сказки есть, но вот данной конкретной книги нету - сказала библиотекарша. Так в чем вообще проблема - сказала Лара - дайте нам какую-нибудь книгу с русскими народными сказками. В общем, взяли они какую-то книгу, дома выбрали сказку и сделали по ней домашнее задание.
Далее на уроке. Учительница проверила, и оказалось, что из всего класса задание выполнили всего человек пять! Учительница выставила всем двойки - ну, или сейчас оценки не ставят? не помню... в общем, какой-то аналог двойки всем выдала, может, грустные смайлики они там сейчас рисуют, не знаю. И затем учительница этим детям, с выполненным заданием, говорит - вот, молодцы, вы все сделали! а сейчас давайте, расскажите, как вы выполняли это задание. И из этой пятерки только двое детей смогли ответить! включая ребенка Лары. Остальные впали в ступор и не смогли сказать ничего.
Дальше был еще и третий акт этого мерлезонского балета! Вечером Лара заглянула в родительский чат - а там трэш, угар и вот это вот все, да. Все родители орут, возмущаются двойками и, что самое поразительное - кидаются всей сворой на Лару и эту вторую мамашку, у кого ребенок тоже смог ответить. Типа никто не смог выполнить задание, а вы вот чего-то там.
Но это же, товарищи, капец, нет?



Дальше - учительница. Лично я не понимаю - как она вообще дает задание, каких целей намеревается достигнуть... Хорошо, скажем, дети не смогли ответить на элементарный вопрос. Допустим. Дети стали тупее, ладно. Но учительница ведь с ними уже давно занимается! Скоро уже учебный год закончится. Почему она тогда не объяснила им за этот почти прошедший год, как нужно отвечать, что отвечать... Почему вообще такие странные задания даются? В смысле - возьмите книгу вот такую-то. То есть? Почему учительница сразу не дала задание, что - просто возьмите и изложите какую-нибудь русскую народную сказку. Почему именно конкретная книга была указана? Смысл? Мне так примерно представляется (смутно припоминая свой пединститут), что в данном задании должно вырабатываться у ребенка умение понять прочитанное, изложить его своими словами, все такое. Так чего упираться в какую-то одну книгу - ведь их существует миллион! Да в конце концов, можно же хоть и мультики какие-нибудь посмотреть.
Дальше - родители. Вот тут меня вообще поражает их тупизм. Да, книги не было такой в библиотеке. Но просто взять другую книгу со сказками - никто не сообразил вообще! Ну вот, а что тогда с первоклассников требовать, если их родители не соображают. И они же еще выступили с претензиями и наездами на Лару и эту вторую мамашку. Нет, меня вот это все поражает - вы же взрослые люди, у вас дети (которых вы должны воспитывать типа разумными и ответственными членами общества) и вы точно так же элементарно не можете разобраться с данным в первом классе заданием? Сказали взять одну книгу - только эту книгу и будем разыскивать? Не вникая в ее содержание и не задумываясь, что рядом может стоять другая книга с точно таким же содержанием, пусть ее и не задала учительница.
Да ешки же матрешки, если они там все сидят в этом чате - как сказала Лара - и обсуждают там каждый чих и поворот - почему никому из них не пришло в голову хотя бы спросить ту же учительницу? Это же элементарно, нет? Ну там - Марья Ивановна, вы задали такую-то книгу, ее просто нет, ничего, если мы возьмем другую книгу со сказками? Или хотя бы вообще - Марья Ивановна, что нам вообще делать в такой ситуации? Никому не пришло в голову. Никому. Ноль.
Но это же невыносимо уже, такая тупость тотальная вокруг - мне так кажется...

Десять лет назад Лара тоже была недовольна тем, что творилось в школе. Ну, старшая девочка у нее пошла в навороченную спецшколу, с иностранными языками и прочее. Там у них в основном был и контингент соответствующий - большей частью все коммерсы. Как я припоминаю, по рассказам, там у родителей был один метод решения проблемы - залить все деньгами. Ну там, к примеру, задает учительница задание - сшить для куклы какой-нибудь национальный костюм. Так, скажем, Лара тогда, ругаясь, после работы на ночь глядя, шьет для куклы балахон из старой шубы, пришивает к нему какие-нибудь тесемочки и нагло называет это все национальным костюмом малых народов Севера. А другие мамы тупо обращаются к какой-нибудь профессиональной швее в каком-нибудь салоне и заказывают сшить для куклы костюм. В таком роде. Ну вот, а сейчас у Лары девочка пошла в гимназию, которая тоже считается достаточно престижной, но все-таки не спецшкола. Здесь, вроде бы, в основном родители такие... из интеллигенции, в том числе технической. Так, получается, что они, столкнувшись с проблемой, не решают ее вообще! То есть, даже не пытаются. Они просто останавливаются и сидят на попе ровно, безо всяких мыслей.
Но так же нельзя, или как? я не понимаю...

Но вообще из рассказов о нынешней, послереформенной школе, меня больше всего бесит, что там дают избыточные забания, которые по сути для родителей, а не для детей. сшить костюм для куклы!! они как это себе представляют в малдших классах? то есть родители должны все бросать и шить им. Или вот это - найдите в библиотеке конкретную русскую сказку, конкретную книжку. Да вы ебанулись! "Найдите ребенку русскую народную сказку" - максимум конкретики для этого задания должно быть по здравому смыслу, чтобы подошла любая книга русских сказок из школьной библиотеки или с флибусты, ять.
Кимури, меня тоже это всегда поражало - кто должен учиться, дети или родители? Но вроде как подводили такую базу, что это направлено на совместную деятельность всех со всеми - дети, родители и учителя, что ли так. По-моему, бред.
Здесь, наверно, проблема в том, что родители тупо забили на д/з детей. Наверно, пересказали им сюжет какой-нибудь сказки из интернета в лучшем случае. Мои бы точно на такое задание забили. Все народные сказки я читала сама. Запоем. Для удовольствия. Родители мне только сборники сказок разных народов скупали. Мнооого.) А, нет, папа, чтоб я особо от корней не отрывалась, перед сном мне читал башкирские народные сказки(ну, или себе)) потому что я в них тогда мало что понимала, там была такая лексика специфическая - дэвы, батыры, баи и т.д)) А мама за всё детство только одну сказку рассказала (как сейчас помню)), тоже народную, но украинскую. Видимо, что-то ещё из её детства))
Лично я сколько училась, у родителей и мысли не возникало - делать со мной домашние задания. Максимум - проверить, сделано или нет. Разве что я сама активно приставала, чтобы мне помогли (это по физике по части электричества, физика для меня темный лес, а папа электрик!
А сказки, как я помню, я сама взяла в библиотеке... нас туда всем классом учительница отвела в один из первых школьных дней, и все себе сами выбирали что взять...
Книги в библиотеке брала с первого класса.
Читала с дошколы еще, пересказать прочитанное - никаких проблем...
У моих тоже. Это надо было специально прийти и попросить. Помню, пришла как-то к своим (оба инженеры), чтоб они мне с какой-то задачкой по математике помогли классе в восьмом... Запомнился случай, потому что единичный был. Мама сказала "Ну, неси учебник. Мне же вспомнить эту тему надо". Ну, а мне же надо было быстро. Я-то думала, наивная, что она и через двадцать лет всю школьную программу помнит.)) Короче, когда до меня дошло, что, чтоб решить мою задачку, ей надо прочесть параграф и вникнуть во всё это, то сказала ей, что спасибо, конечно, но если ей надо два часа вникать, то не надо, лучше уж я как-нибудь сама))
А сказки, как я помню, я сама взяла в библиотеке... нас туда всем классом учительница отвела в один из первых школьных дней, и все себе сами выбирали что взять...
Ну или как-то так. При чем тут родители - вообще не понятно.
Мне тоже непонятно, почему сейчас изо всех сил тащат родителей в школу. Но вот такая концепция...
Кимури, да уж. Я помню, что у нас в школе часто были задания на "изложение", никто их, конечно, не обожал, но ничего сложного никто в них не видел...
Около сорока. Это как раз то поколение, которое начинало учиться при Союзе и взрослело в девяностые, вроде меня. А детишками обзаводилось уже ближе к тридцати и после тридцати лет.
А сейчас учат?
И сейчас не учат. Потому что принцип остался тот же, только маразма прибавилось.
Почему именно конкретная книга была указана?
Потому что учителка -- дура. И это уже отбивает желание выходить за рамки задания, искать творческий подход и т.д.
почему никому из них не пришло в голову хотя бы спросить ту же учительницу? Это же элементарно, нет?
Нет. Это зависит от контактности учительницы: она может и не дать ответа вовсе или не дать внятного ответа, которым можно руководствоваться.
Сказали взять одну книгу - только эту книгу и будем разыскивать?
Конечно. Хотя я бы поискал в интернет-библиотеках, помимо обычных. Ну и прикинул бы, какой ответ хочет получить учителка.
Но учительница им сказала - расскажите, как вы это делали. И они не смогли!
А ты бы смогла? Поставь себя на место ребёнка или лучше представь, что тебя в бытность следователем вызывают на ковёр к районному прокурору и начинают задавать тупые вопросы по ведению служебной документации вместо её содержания.
Это зависит от контактности учительницы: она может и не дать ответа вовсе или не дать внятного ответа, которым можно руководствоваться.
Так я же говорю - у них есть чат. И все там активно пишут. И учительница в том числе. Выясняй, пожалуйста, сколько влезет. Трудностей я тут не вижу никаких. (говорит человек, который с большим удовольствием позвонил начальнику в два часа ночи с вопросом, что делать с возникшими скользкими моментами.
Конечно. Хотя я бы поискал в интернет-библиотеках, помимо обычных. Ну и прикинул бы, какой ответ хочет получить учителка.
Опять к тому же - зачем прикидывать? обратись и прямо спроси. Вас устроит такой вариант? Или что вам нужно вообще?
лучше представь, что тебя в бытность следователем вызывают на ковёр к районному прокурору и начинают задавать тупые вопросы по ведению служебной документации вместо её содержания.
Ты удивишься, но именно в этом и состояли беседы с начальством в ходе моей работы, чем дальше, тем больше. Почему мне все и осточертело под конец. И уж у нас каждый мог очень лихо что-нибудь ответить по вопросу ведения документации или составления документа. Нас наоборот призывали, чтобы мы лучше не говорили ничего, ну то есть, кроме "виноват, прошу меня примерно наказать и т.д." - потому что только это и желает слышать начальство в ответ на свои тупые вопросы. Но это же к делу не относится?
Хотя, может, относится в той степени, что сразу понятно - людей в жизни не прессовали и не ставили в такие условия, когда они должны по-быстрому совершить пару чудес со временем и пространством.
Заводить после тридцати. К школьному возрасту детей родителям будет под сорок и за сорок.
И по практическим наблюдениям -- за ровесниками на службе, за ольгиными соседками по палате в роддоме -- оно тоже так выходит. Поколение демографической ямы, как оно есть.
зачем прикидывать? обратись и прямо спроси
Прикидывать затем, что по опыту общения именно с педагогами -- на прямой вопрос ты редко дождёшься прямого ответа. Чаще вокруг да около, намёками да экивоками. То ли профдеформация у них, то ли ещё что, но это так.
Ты удивишься, но именно в этом и состояли беседы с начальством в ходе моей работы, чем дальше, тем больше
Не удивлюсь, потому что у самого так же.
Но тут ситуация, когда дальше и больше ещё впереди. Это к капитанским погонам я уже пообвыкся и понимал, как отвечать на тупые вопросы. Лейтенантом большинство из них ставило меня в тупик. А тут даже не лейтенанты, а первоклашки.
Ну и в итоге раскладка вполне типичная: из 20+ детей с трудновыполнимым в принципе заданием справились пятеро, из этих пяти не растерялось в неожиданной ситуации двое. Вполне типичный для таких ситуаций процент.
А в остальном я именно об этом и поражаюсь - как вообще возможна такая ситуация, со всех сторон абсолютно - родители, учителя... Ну ладно, не будем говорить о детях, что с них спрашивать.
У нас на кафедре возле двери зава висела вот эта памятка.
Кратко пересказать сюжетный текст и нарисовать иллюстрацию для семилетнего ребёнка трудно.
Я как-то не могу представить
Видимо, ты мало общалась с педагогами. Они -- могут.
А вот позиция родителей реально странная
Думаю, она складывается из тлеющего конфликта с педагогом и отсутствия лишнего времени.
Эх, похоже, система образования совсем уже загибается...
И это тоже. Впрочем, из всех родительских чатов я давно вышел.
Эх, похоже, система образования совсем уже загибается...
Школьного, видимо, да. И её уже проще снести на хрен и строить заново с нуля, чем пытаться исправить действующую.
Прикидывать затем, что по опыту общения именно с педагогами -- на прямой вопрос ты редко дождёшься прямого ответа. Чаще вокруг да около, намёками да экивоками. То ли профдеформация у них, то ли ещё что, но это так.
Это не профдеформация, это методичка. Составитель методички, сидя в кабинете какой-нибудь высокой наробразовской конторы, от балды вписал туда певую попавшуюся на глаза или пришедшую на ум книгу. Возможно, в его представлении это был просто наглядный пример, какого сорта книги использовать; может быть, в методичке перед названием книги даже прямо написано "например". Но рядовому учителю чётко вколочено: методичка - альфа и омега, и если там упомянута конкретнаяя книга и больше никакая - не дай тебе бог вслух чётко и недвусмысленно разрешить другую или вообще дать понять, что другие допустимы. Шут их знает, тех составителей, какие книги они считают подходящими под этот "например", а какие - нет; лучше перестраховаться. Разрешишь неподходящую - получишь втык.
Поэтому он будет выкручиваться, как еретик перед инквизитором, но ни за что не скажет прямо ни слова сверх методички.
Я работаю не в образовании, но как же это до боли знакомая и хрестоматийная ситуация с методиками, инструкциями и рекомендациями!!! *)))
Здравый смысл часто курит в сторонке и нужно каждый раз сражаться с головной организацией, чтобы этот самый смысл восторжествовал и инструкции поправили. Или хотя бы внесли исключения. *)
И да, у сына с первого класса пересказ хотя бы раз в неделю задавали. Постоянно пишут рассказы какие-то, изложения, сочинения, описания картин. Но не всем помогает.
К сожалению, прокачка письменной речи на устную почти не влияет. Её надо тренировать отдельно. А это возможно только при маленькой комплектации классов. Или записать ребенка в какой-нибудь дискуссионный клуб, а ещё лучше - в театральную студию.